В любой профессиональной области существует традиция ожидания глобального краха, у которой много общего с предсказаниями «конца света». Появление автоматизированных систем производства приводило рабочих в панику полтора века назад, а актуальные тенденции web-дизайна заставляют проектировщиков интерфейсов заявлять о неизбежном летальном исходе своей отрасли. Создание дизайна сайта, по мнению самих же дизайнеров, потеряет смысл в ближайшем будущем.
Новый слоган очередного этапа развития Web 2.0 звучит следующим образом:
Web-дизайн умирает от своей неуместности. И это хорошо!
Специалисты утверждают, в своем нынешнем виде дисциплина себя исчерпала, так как страницы сами по себе больше не являются ядром пользовательского опыта. Сочетание технологических и культурных тенденций подчеркивает необходимость более широкого подхода, первой ступенью которого станет отказ от web-дизайна с переходом к проектированию экосистем. В числе предвестников кончины отрасли называются следующие симптомы:
Доступность шаблонов
Большая часть контента, встречающегося на вашем пути в интернете сегодня, базируется на таких сервисах, как WordPress, Blogger, Drupal и так далее. Они предоставляют шаблоны с тем, чтобы пользователям не приходилось тратить время на проектирование интерфейса. Создание дизайна сайта уступило место в приоритетных задачах созданию контента (который, как известно, король). Как следствие, широкое распространение шаблонов, не требующих профессиональной подготовки для использования, обесценило само понятие веб-дизайна.
Застойность системы
Сфера web-дизайна очень давно не переживала появления инноваций. Стабильность говорит о зрелости, которая удобна для пользователей: им не приходится привыкать к новшествам; элементы находятся на своих местах, и взаимодействие с ними согласовано с правилами для всех современных интерфейсов.
Искусственный интеллект ценнее дизайнера
Многие сервисы, упрощающие создание дизайна сайта, уже автоматизированы. Они анализируют семантическую составляющую, подбирают цвета, шрифты и контент. Когда нечто может быть успешно заменено машинным трудом, человеческий фактор начинает становиться лишь помехой. Дизайнеры говорят о нарастающей конкуренции, но не в сфере своих коллег, а в работе сервисов, первыми среди которых станут те, что смогут функционировать быстрее с меньшей долей вмешательства человека.
Страница в социальной сети вместо «Главной»
Если на заре существования Facebook мог удовлетворять только развлекательные запросы пользователей, сегодня ему удается агрегировать мощнейшие инструменты для бизнеса на своей платформе. Об этом известно всем, от этого социальные сети становятся еще эффективнее. Предприятия практически любого масштаба находят свое место в Facebook, там, где располагается основная точка соприкосновения с потенциальным клиентом. Но тогда зачем нужен индивидуальный web-дизайн, если Facebook уже позаботился обо всем?!
Mobile уничтожает Web
Адаптивный дизайн появился в ответ на широкое распространение смартфонов. Но, по большому счету, мобильные версии сайтов всегда были медленными и громоздкими. Процедура ввода адреса и навигация между вкладками до сих пор вызывает фрустрацию. Поэтому разработчики подталкивают пользователей к взаимодействию с функциональными приложениями. Создание дизайна сайта уже не столь важно, как проектирование ПО, работающего на всех существующих платформах.
Контент сам находит пользователей
Дизайнеры призывают предпринимателей забыть о своей эгоистичности и общими усилиями снизить количество ежедневно создаваемых интерфейсов, конкурирующих за внимание потребителей. Итак, дизайн не важен — важно расположение контента. Поисковые машины сегодня научились показывать информацию, имеющую отношение к запросу, в отрыве от конкретных сайтов. Вы можете прочитать статью, оценить сервис, забронировать номер и даже купить товар, не посещая страницу, оставаясь в пределах Google. Речь идет о глобальном переходе от веб-сайтов к веб-услугам, самодостаточным кластерам данных, которые в сочетание с различными службами играют важную роль. Находящийся в поиске подходящего ресторана человек не должен посещать страницы всех заведений в городе. В ответ на поисковой запрос он увидит отзывы на Foursquare или Yelp и проложит себе маршрут посредством Google Maps.