Инновации — одно из модных понятий, за которым в массовом понимании скрывается заветный ключ к успеху. Множество мифов и размытых формулировок превратили сам процесс внедрения инноваций и управления ими в бизнесе в бесконечный поход за Золотым руном. На самом же деле, нет никакой нужды отправляться за решением за пределы организации — искать его стоит в главном ресурсе предприятия, в персонале.
Но как создать культуру инноваций? Большинство предпринимателей не способно по желанию переключаться в режим творчества, продуцируя новые идеи. Стоит понимать, что сотрудники также не оборудованы необходимым тумблером. Вам придется создать благоприятную обстановку для этого процесса. Мы предлагаем 7-ступенчатую систему ее разработки:
1. Сформируйте группы из двух человек внутри команды
Процесс внедрения инноваций строится на индивидуальных особенностях профессионалов, но коллективная работа, тем не менее, остается залогом успеха. Если это возможно, создавайте команды сотрудников из разных сфер деятельности, из людей, которые обычно не работают вместе.
2. Задайте участникам групп всего один вопрос
«Если бы вы могли избавиться от одного фактора, затрудняющего обслуживание наших клиентов, или, наоборот, добавить нечто, в чем нуждаются клиенты, что бы это было, и каким образом вы бы это осуществили?»
Попросите сотрудников заполнить список изменений максимальным количеством пунктов в течение 10 минут. Предоставьте им больше времени в случае необходимости. Ваша цель — заставить специалистов делиться идеями, в которые вы собираетесь инвестировать.
3. Используйте доску для идей
Многие предложения будут доступными в реализации с точки зрения затраченных ресурсов. Другие, напротив, будут дорогими и сложными в исполнении. График с двумя осями поможет найти баланс: X будет визуализировать сложность воплощения идеи в жизнь, а Y — вероятное воздействие.
4. Попросите сотрудников размещать идеи в системе координат
Итак, вам и вашим подчиненным предстоит оперировать четырьмя показателями. Пусть участники команд разместят каждое из своих предложений, касающееся изменений, в одном из четырех квадратов в соответствии с затратами и ожидаемым воздействием идеи на актуальную ситуацию: простая в реализации/эффективная, простая в реализации/неэффективная, сложная в реализации/эффективная, сложная в реализации /неэффективная.
5. Обсудите каждую из идей
Учтите, сотрудники могут придавать своим решениям значимость с тем, чтобы они стали заметнее на фоне остальных, поэтому не стоит недооценивать важность группового обсуждения. Кроме того, некоторые предложения могут дублировать друг друга. Другие окажутся слишком необычными или ориентированными лишь на одного клиента. Делайте все возможное для того, чтобы группа анализировала и высказывала свое мнение относительно каждой идеи. При этом не спешите осуждать услышанное, оставайтесь новаторами сами — развивайте крупинки чужих мыслей. Такое поведение будет заразительным. Ваша задача — предоставить сотрудникам поле для творчества, в рамках которого они могли бы свободно обмениваться идеями.
6. Выберите предложения из квадрата «простая в реализации/эффективная»
Следующий ход за вами. Начните реализовывать идеи. Так вы докажете, что готовы слушать и менять ситуацию. Тогда ваши подчиненные смогут понять, что загадочная инновация, на самом деле, является глаголом и конкретно их вклад влияет на внедрение новшеств в функционировании предприятия.
7. Не прекращайте повторять цикл
Теперь вам нельзя останавливаться. Приступив к реализации составляющих частиц последних идей, начните подготовку к следующему марафону. Необязательно ждать официальной встречи. После того, как вы запустили процесс внедрения инноваций, и сотрудники начали видеть в вас открытого ко всему новому управленца, постарайтесь устраивать встречи в режиме тет-а-тет. Вскоре вы увидите, как в организации начнут происходить удивительные изменения. Если все пойдет по плану, вам удастся выстроить атмосферу взаимного уважения, что станет прекрасной платформой для обмена великими идеями, которые, к слову, обязательно имеются в запасе у настоящих профессионалов.