Как стартап-экономика заменяет обычное резюме
|Группа из пяти инженеров и людей, занимающихся производством, собираются вместе, привлекают финансирование на раннем этапе, создают стартап, практически ничего на нем не зарабатывают, а затем продают его за 10 миллионов долларов. Что же произошло? Обычно говорят, что это технический пузырь; это примитивное поглощение компании, с целью приобрести коллектив талантливых сотрудников; это коллективная иррациональность.
Возможно, это что-либо совсем другое: фундаментальный сдвиг в том, как мы вознаграждаем лучшую часть работоспособного населения.
Около десяти лет назад, еще до последнего технологического бума, многие из лучших и самых ярких выпускников колледжей начинали свою карьеру на Уолл-стрит. Сегодня они все чаще устремляют свои взгляды на Кремниевую долину, новый экономический центр Америки. Помимо культурного акцента на идеализм и изменение мира, как на Уолл-стрит, в долине широко распространены обещание денег и власти, привлекающие молодых, умных людей.
Сходство здесь не заканчивается. Технология, как и финансы, зависит от масштаба и выпуклости доходности. Хедж-фонды стоимостью в миллиард долларов часто находятся в ведении полудюжины человек. Подобным образом несколько инженеров могут создать продукт на миллиард долларов. Таким образом, обе отрасли являются невероятно эффективными в области трудовых ресурсов. Как говорится, один великий инженер стоит 10 хороших инженеров.
Это создает огромный стимул, чтобы нанимать лучших, и в то же время, это значительные расходы на наем средних исполнителей. Кроме того мы находимся все еще на ранних стадиях технологической революции, и на этом Диком Западе, где крупные компании борются за востребованность и долю на рынке в долгосрочной перспективе, решения по найму могут иметь далеко идущие последствия, которые отразятся на будущем.
В отличие от финансовой деятельности, в технической области труднее определить и компенсировать факторы стоимости – а, именно инженеров, дизайнеров и других производителей. Банкиры и торговцы являются центрами доходов, в то время как инженеры и дизайнеры являются центрами затрат. В области банковского дела ваш вклад в итоговый результат легко измеряется. Во многих случаях выявить звезд в вашем деле так же просто, как «Покажите мне деньги».
С другой стороны вклад инженера в проект в целом и успешность этого проекта в общей жизнеспособности дела являются гораздо менее прозрачными. Трейдер стоит столько денег, сколько он заработал в своей последней сделке. А сколько стоит конкретный инженер по группе по анализу инфраструктуры?
Технический мир все еще выясняет размер компенсация для своей элиты. Никогда ранее центр затрат не имел так много рычагов и власти над итоговым результатом всей отрасли. Фармацевтическая промышленность, например, также стоит на плечах своего продукта (научно-исследовательская работа), но сложности и затраты на создание фармацевтического стартапа обычно слишком высоки, чтобы создать его в гараже, поэтому в то время, как вклад команды НИР высок, их переговорная позиция против своего работодателя не сильна.
Все это создает интересную систему стимулов. Работодатели хотят нанимать лучших и более чем готовы платить за это, но информационная асимметрия и переговорные возможности элитных работников делают эту задачу трудной. Крупнейшие компании мира могут и будут платить астрономические суммы талантливому программисту, но когда речь заходит о новых выпускниках из Стэнфорда, например, они не могут оценить, а уж тем более предсказать, кто из них станет звездой – по крайней мере, недостаточно точно, чтобы оправдать выплату миллиона долларов на поощрительную премию при приеме на работу.
В то же время стимулы для молодых, умных, амбициозных людей в индустрии высоких технологий не совпадают с обычными трудовыми моделями. Вы можете устроиться в состоявшуюся компанию и потратить годы, доказывая свою значимость и интригуя, пытаясь добиться признания этой значимости, и, в конечном счете, скорее всего, недополучать за свой вклад, даже если он будет выдающимся. Или, вместо этого можно создать стартап, и в случае успеха можно получить заработную плату на всю жизнь в течение нескольких лет.
В подобных случаях стартапы не полагаются на традиционные показатели, вроде доходности, потому что они, как правило, не предназначены для превращения в развитую компанию. В лучшем случае они являются нишевыми продуктами, которые могут влиться в более крупную компанию с отделом продаж, которая сможет раскрутить их, но даже в худшем случае, они являются доказательствами, подтверждающими, что ваша команда может создавать продукт. Это реальные резюме, предназначенные для уменьшения информационной асимметрии при найме.
Таким образом, стартапы начинают заполнять вакуум на рынке труда. Они являются способом доказать, что вас стоит нанимать, и способом получить рычаги влияния, где вы можете накапливать больше ценностей, которые вы создаете. Компания не может нанять чьи-либо исторические сделки, но они могут приобрести продукт, на создание которого у кого-то потребовались годы, и права на мозг, который помог создать его.
Какой наиболее распространенный путь стартапа? Будем честны, это провал. Но среди успешных историй триумфы редки. Большинство основателей стартапа просто хотят заработать несколько миллионов, чтобы удовлетворить свое эго и кошельки.
Если оценивать значение стартапа только по выдающимся историям успеха, многое, что происходит в Кремниевой долине, выглядит безумным. Если же рассматривать некоторые стартапы как функциональное дополнение к рынку труда, то все начинает выглядеть более рациональными.