Internet of things — больше, чем модное словосочетание
|Термин “Internet of things” и его адаптация «Интернет вещей» разлетелись по многочисленным каналам обсуждений в среде обычных пользователей. Ажиотаж вокруг нового понятия привел к естественному эффекту: разговоры о нем ведутся повсюду, сотни изданий уверяют читателей в том, что именно с ним связано будущее, но почти никто не понимает, о чем идет речь.
Если резюмировать поверхностную информацию, явление Интернета вещей связано с межмашинной связью (M2M); оно базируется на облачных вычислениях и сетях датчиков для сбора данных; технология является мобильной, виртуальной и мгновенной; Internet of things сделает все вокруг нас от уличных фонарей до морских портов «умным».
Но то лишь вершина айсберга. Важно понимать, что машина — лишь инструмент, который выполняет физическое действие. Когда говорят о наделении механизма интеллектом, речь идет не совсем о технологии M2M. В таком случае имеют в виду датчики, которые функционируют отлично от машины: они проводят измерения и выносят оценку; словом, собирают данные. Эпоха Интернета вещей действительно настанет с обеспечением связи датчиков и машин.
Истинный смысл долгожданной технологии находится на пересечении процессов сбора данных и их рационального использования. Ценность информации, собранной всеми датчиками в мире в отрыве от средств для анализа и применения ее на практике, не очень-то велика. Связующим звеном между двумя элементами «умной» цепи должно стать облачное программное обеспечение, способное в любое время и в любом месте агрегировать, интерпретировать и передавать собранные датчиками данные машинам.
Какое назначение Internet of things получит в реальной жизни?
Причинами техногенных катастроф зачастую становится человеческий фактор и износ оборудования, который, впрочем, имеет прямое отношение к первому обстоятельству. Мосты, не выдержавшие нагрузки; опорные конструкции, подвергшиеся коррозии; клапаны, состарившиеся от длительной эксплуатации, — все это уйдет в прошлое в тот момент, когда каждая составляющая сложных физических систем сможет самостоятельно оценивать свое состояние и предупреждать о назревающих проблемах, прежде чем те станут причинами катастроф.
Говоря о потребительской стороне технологии, следует вспомнить о тренде на «умные» автомобили. Предполагается, что в будущем дорожные датчики будут сообщать информацию об обледенении транспортным средствам по беспроводной сети с тем, чтобы уведомить их об опасности. Светофоры с интеллектом в «умных» городах будут в состоянии сами оптимизировать трафик, принимая решения о перенаправлении водителей на те или иные маршруты. И это лишь несколько примеров превращения данных в действие.
Но когда наступит то будущее, в котором Internet of things поможет экономить бюджеты и предотвращать аварии? В ответе на этот вопрос заключается самый серьезный аспект технологии. Ничто не стоит на ее пути уже сейчас. Датчики? Облачные вычисления? Автоматизированные системы? Все это у нас уже есть! Но дело не только в этом. Интернет вещей не только лишь о сбережении финансовых средств и целостности мостов. Инновация касается глобального общественного сдвига. Начать наделять устройства «умом» — частично снять с себя ответственность. Данная технология не может стать очередной вехой, естественным образом заменившей старую, как это было с выпуском первых смартфонов. Мы должны быть готовы к производству качественно новых сервисов и продуктов, и на это потребуется несколько лет и моральные силы для массового принятия технологии.