История мирового предпринимательства знает массу феноменов, крахов и падений. Ей знакомы разрушительные процессы, которые обесценивали все достижения конкретного бизнеса и обнуляли корпоративные капиталы. Роковая волна может быть порождена локальными финансовыми трудностями или же, наоборот, глобальными экономико-политическими кризисами. Например, девальвация национальной валюты на одном материке может стать причиной банкротства отдельной компании на другом. Говоря же о технологичном секторе и происшествиях местного значения, особого внимания заслуживает понятие ‘ подрывные инновации ‘ и его роль в кардинальных изменениях в индустрии.
Вот наглядная иллюстрация феномена “благоприятного разрушения”: мир только оправился от безвозвратной потери виниловых пластин и в вопросах прослушивания музыки переключился на CD; индустрия обросла локальными гигантами в сфере дистрибуции продукта и, конечно же, записи композиций — музыкальные лейблы активно эксплуатировали новую возможность, не задумываясь о назревающей революции под руководством кодека MP3, технологии сжатия аудио-файлов, медиа-плеера Winamp, файлообменной сети Napster и высокоскоростного интернета. Крупные корпорации получили неожиданный удар по самому больному месту — объемам продаж. Хотя Ассоциации звукозаписывающих компаний США удалось остановить Napster, саму концепцию портативного прослушивания аудио-записей в ряде стран обуздать не представляется возможным. Небольшая, но разрушительная для индустрии идея перевернула мир, выдвинула на пьедестал новых игроков и сменила правила ведения бизнеса. При этом предприятия, не успевшие адаптироваться под требования нового времени, попросту канули в Лету. Именно так функционируют подрывные инновации.
Почему это должно быть важным для вас?
У среднего бизнеса сегодня действительно немало шансов на глобальном рынке, ведь стартапам проще, чем неповоротливым гигантам, внедрять революционные технологии, которые в момент появления не демонстрируют рентабельность в краткосрочной перспективе. Тем не менее, наученные горьким опытом предыдущих поколений современные лидеры рынка готовятся к возможной атаке, полагаясь на своих CIO, ИТ-директоров.
В следующей части статьи мы рассмотрим общие тенденции в области ведения пассивных боев и решим, готовы ли крупные предприятия использовать “подрывные инновации”.