Уроки серийного предпринимательства от коллектива, создавшего 8 успешных брендов - Технология силы

Уроки серийного предпринимательства от коллектива, создавшего 8 успешных брендов

Вы, наверное, слышали истории про единственных владельцев компаний, которые организует весь бизнес самостоятельно. Или истории о дуэтах соучредителей, где один управляет продуктом, а другой решает текущие вопросы.

Но есть и третий вариант. Он особенно актуален, когда дело касается серийного предпринимательства. Это управление в духе “коллективизма”, когда работу выполняет группа соавторов или друзей, у каждого из которых есть свои собственные навыки и опыт.

Эти группы, чаще всего, имеют все необходимое для серийного предпринимательства, т.е. несколько разных проектов, целью которых является скорее удовольствие от создания удачного бизнеса, а не сама работа.

Серийное предпринимательство: зачем останавливаться на чем-то одном?

Среди 960 миллиардеров, добившихся успеха самостоятельно, 830 – это серийные предприниматели, которые имеют несколько проектов. Это такие известные предприниматели как Ричард Брэнсон, Марк Кубан и Илон Маск.

И это доказывает, что успех дела — это не только желание начать делать новое.

Когда серийные предприниматели осознают формулу успеха, они передают ответственность за каждодневные дела и начинают новые предприятия, набираются опыта и запасаются ресурсами.

Shore Projects – это успешный бренд, занимающийся часами, вдохновленный красотой британского побережья. Эти часы позволяют владельцу легко менять ремешки. В прошлом он также выиграл конкурс Shopify. Но многие не догадываются, что это лишь один из минимум 8 других проектов, которые создала эта команда.

Я поговорил с Джеймсом Стритом, одним из основателей Shore Projects о последних проектах его команды и их новом проекте — Old Harry — и постарался выяснить, как им удалось создать столько различных предприятий, в числе которых:

Brydon Brothers: качественные ремни ручной работы.

Whalar: уникальная маркетинговая платформа.

Boho Chien: ошейники и аксессуары для свободолюбивых собак.

Koala Hoodie: Kickstarter-проект, посвященный созданию худи для путешественников.

Old Harry: их последний проект, посвященный вязаным свитерам.

Эти люди создали успешный бизнес на фоне имеющегося успешного бизнеса. Это отличный пример серийного предпринимательства от команды единомышленников – разносторонней и талантливой группы людей, которые делают что-то вместе.

Когда все это началось?

По словам Джеймса, они с Нилом Уоллером — одним из его деловых партнеров по проектам Old Harry и многим другим — впервые встретились в университете.

“Мы ушли с третьего курса, чтобы начать свой бизнес, мы работали вместе и путешествовали по всему миру. Мы назывались My Destination, это был интернет-путеводитель. Чтобы его сделать, мы несколько лет путешествовали по миру”, — рассказал Джеймс.

Shore Projects был их первой вылазкой в сферу электронной коммерции. Он был создан, когда к Джеймсу и Нилу присоединился Йоно Холт, который уже имел опыт работы в маркетинговом пространстве.

Йоно внес свой вклад в Shore Projects (брендинговый), который дополнил вклад Джеймса (продуктовый) и Нила (операционный).

И в течение нескольких лет коллектив рос вместе с перечнем их брендов.

Почему одного успешного бизнеса недостаточно

“Я расстраиваюсь, если у меня есть идея, и я вижу, что ее реализовал кто-то другой”, -сказал Джеймс, когда его спросили, что побуждает его начинать дело за делом.

“Мне нравится чувство, что я делаю что-то в первый раз. Очевидно, я не первый, кто изобрел часы или запустил похожий проект, но, по крайней мере, мы сделали кое-что новое со сменным механизмом ремешков. Мы были №1 на рынке часов из тех, кто действительно продвигал эту идею”.

Но в серийном предпринимательстве Джеймса привлекает не только желание начать что-то. База для нового бизнеса с каждым проектом становится все мощнее.

“Ведете ли вы один бизнес или три, вам нужна одна и та же структура. Нам нужен был дизайнер и разработчик. Они у нас были, поэтому мы чувствовали, что способны сделать больше”.

Серийное предпринимательство как образ жизни

Когда Джеймса спросили, будет ли начинание нового бизнеса постоянной частью его жизни, он шутливо ответил: “Досадно, но да. Наверняка”.

И здесь начинаются страхи: “Идеи, над которыми мне хочется работать, у меня появляются каждую неделю. Если честно, то самое приятное — это начинать новый бизнес, разрабатывать бренд и продавать его людям, и, видеть, как он работает. Это совсем не то, что вести бизнес каждый день и это, пожалуй, единственное, в чем мне еще предстоит совершенствоваться. Правильная команда очень с этим помогает”.

Но не все идеи, над которыми они работают — их собственные. Они помогают и другим предпринимателям начинать бизнес с нуля.

“У нас появился еще один бренд под названием Brydon Brothers, с ним мы работаем в несколько другом качестве. Ко мне пришел друг и сказал: «Я хочу начать свой собственный бизнес и делать ремни. Мне нравится то, что вы сделали». И мы ответили, «Хорошо, мы поможем тебе».

Они познакомили его со своими дизайнерами и дали доступ к другим ресурсам, которые помогли претворить бизнес в жизнь.

Продумывая идеи для других людей, Джеймс всегда подчеркивает, как важно то, кого вы выберете себе в компанию: “Все зависит от того, насколько правильных людей вы выбрали для работы над своим брендом. Вы же не хотите в конечном итоге заниматься всем самостоятельно”.

И это мудрый совет, учитывая количество предприятий, которые он успешно создал.

Ведение нескольких компаний и личная жизнь

Начало первого бизнеса, скорее всего, будет означать, что придется делать все — по крайней мере до тех пор, пока не начнут поступать хорошие деньги и не появится возможность передать управление. И все будет так же, когда вы начнете свой второй или третий бизнес, пока вы не поймете систему.

“Конечно, в начале было сложно», — отмечает Джеймс, «но опять же, это работа над чем-то, что вас увлекает. Сейчас я нашел очень хороший баланс работы/жизни. Я не впахиваю до смерти”.

Научившись на своих прошлых предприятиях, группа приняла сознательное решение не перерабатывать, тратя много времени на выполнение оптовых заказов и попытки «расти, расти, расти как можно быстрее», как делает большинство предпринимателей.

Вместо этого они решили сосредоточиться лишь на несколько крупных розничных магазинах и собственном интернет-магазине, тратя оставшееся время на саморазвитие. Это сделало их жизнь легче.

Джеймс дает еще один полезный совет — выяснить, что у вас хорошо получается и что не очень. Если вы хороший программист, а не продавец, то вам следует восполнить свои слабые места правильными людьми.

Джеймс курирует всю компанию, и отмечает, что нужно следить за бизнесом в целом, а не “погружаться с головой в каждую мелочь”. Джеймс занимается продажами товаров и погружается именно в это. Это его любимая часть в начале каждого предприятия.

“Я не специалист по рекламе на Facebook, поэтому я передал этот вопрос на аутсорс. Я не большой специалист в Google Adwords, поэтому я передал на аутсорс и этот вопрос тоже, впрочем как и все аналогичные“.

Аутсорсинг – это огромная часть процесса создания постоянной команды.

Создание команды, которая создает бизнес

За десятки лет работы над собственным бизнесом и годы аутсорсинга, Джеймс и его партнеры сумели собрать лучших экспертов, лучших людей и создать свою команду.

Процесс, как правило, следующий:

  1. Пригласить талантливого человека поработать на внештатной основе.
  2. Поработать с ним и посмотреть, как идут дела.
  3. Если все идет хорошо, пригласить его работать полный рабочий день.

“Нам помогают двое людей. У нас есть человек, который в основном работает с пользователями Instagram и управляет объявлениями на Facebook и так далее. И еще у нас есть дизайнер и штатный разработчик, и я. Я разрабатываю дизайн продукта. Многие из этих людей работают в различных областях, в различных сферах бизнеса».

Еще у них есть человек, который занимается финансовыми вопросами, он работал с ними с самого начала, с проекта My Destination. Джеймс называет его неотъемлемой частью их коллектива.

Shore Projects рос очень быстро, и одной из главных своих ошибок Джеймс называет то, что они уделяли недостаточно внимания цифрам.

«Я думаю, что это ключ к любому бизнесу. Только при работе над проектом Old Harry мы поняли, что затраты, как правило, оказываются в два раза больше изначально запланированных. Вы думаете что купите товар, скажем, за двадцать долларов, но еще вам придется организовать его доставку, а еще нужно купить наклейки для него, и придется его упаковать, и доставить пакет покупателю, это все те вещи, о которых вы просто не думаете, когда создаете бизнес-модель и все это будет нарастать очень быстро».

Джеймс считает такую точку зрения очень важной частью их дела: “Моя страсть — это разработка новых продуктов. Но мой финансист говорит мне, «Ты не можешь разрабатывать новые продукты все время», поэтому приходится искать баланс”.

Вне конкуренции

Лучшее конкурентное преимущество, по мнению Джеймса, — это не только хороший продукт, но хорошее соотношение “цена-качество”.

Он говорит, что вдохновение для Shore Projects пришло к нему, когда он увидел часы под названием Animal Watch, у которых очень просто менялись ремешки. Но авторы не видели в этом механизме ничего особенного, поэтому эту идею реализовали в Shore Projects.

“Я думаю, что людям очень быстро надоедают часы, а [Shore Projects] позволяет быстро их поменять”, сказал Джеймс, объясняя философию бренда.

Была похожая история с Old Harry, когда Джеймс был лично заинтересован в свитерах, но не мог найти бренд, который просто занимался бы вязаными свитерами. Тогда он подумал, что пришло время развиваться.

“Мы хотели сосредоточиться на одном деле и делать его хорошо, например, как очки Ray Ban или трусы Calvin Klein или джинсы Levi’s. Эти ребята делают очень хорошо одну вещь, а не работают над целыми коллекциями одежды. Так что мы просто решили сосредоточиться на свитерах и шить их хорошо и по доступной цене”.

Совместное продвижение / разделение брендов

Поскольку у компании несколько брендов, желание использовать существующую аудиторию для продвижению новых проектов может показаться очевидным. Но Джеймс говорит, что они пытаются отделить бренды друг от друга.

“Иногда мы проводим кросс-акции, но их целью не является сообщить, что мы из одной команды. Мы говорим что-то вроде «наши друзья из Old Harry», когда ссылаемся на другой бренд. Отчасти это правда – кто-то другой работает над Old Harry полный день. Я не работаю полный день во всех предприятиях”.

Судя по всему, в каждый новый бизнес, который они начинают, они берут только свои знания. А что касается рекламы, то здесь наилучшим способом для них стал маркетинг агентов влияния.

Маркетинг агентов влияния: универсальная стратегия

Мы не тратим деньги на людей с миллионами подписчиков, если они не соответствуют нашему бренду.

“Предложить продукт нужным людям” — так Джеймс описывает маркетинговые цели различных своих проектов.

Они определили Instagram в качестве канала,  с помощью которого проводят большинство своих кампаний.

“Мы работаем с инструментом под названием Whaler, его создал один мой партнер по бизнесу Ник Уоллер. Он вырос из Shore Projects и поможет вам легко находить пользователей Instagram и договариваться с ними.”

Помимо использования традиционных Facebook и рекламы AdWords, маркетинг агентов влияния, по словам Джеймса, является наиболее экономически эффективным способом продвижения продукции.

Но их подход сводится к поиску тех агентов влияния, которые связаны с брендом, а не только тех, у кого много подписчиков.

“Мы не тратим деньги на людей с миллионами подписчиков, если они не соответствуют нашему бренду. Я думаю, что это только повредит бренду”.

Как преодолеть “Синдром блестящих предметов”, когда работаешь над несколькими проектами

По сути мы — инкубатор и помогаем друг другу с разными проектами.

Серийное предпринимательство может оказаться скользкой дорожкой, вы можете потерять концентрацию на имеющемся бизнесе, начав работать над другим.

Джеймс, как и многие предприниматели, всегда полон новых идей и заметок в Evernote. Он использует его для записи новых мыслей.

Но, чтобы избежать потенциальных проблем, Джеймс предлагает иметь в каждом коллективе доверенного человека, который работает с брендом на полную ставку.

Это не значит, что он постоянно перескакивает с одного бренда на другой. “По сути мы — инкубатор и помогаем друг другу с разными проектами. Мы все делимся ресурсами с людьми, которые делят с нами офисные площади”.

Начинать снова. И Снова. И Снова.

Как сказал Джеймс, трепет от работы над новым проектом может быть одной из главных движущих сил предпринимательства.

Но особенным бизнес Shore Projects и Old Harry делает команда, которая его организовала. А также окружающая обстановка – работа с близкими друзьями, воплощение идей в жизнь.

Это идеальный пример серийного предпринимательства как образа жизни, который ты делишь со своими друзьями. Смысл в том, чтобы меньше работать в одиночку и больше работать командой.

Источник: Lessons On Serial Entrepreneurship From the Collective Behind 8 Successful Brands