Fintech в России — быть или не быть? Сбербанк знает… - Технология силы

Fintech в России — быть или не быть? Сбербанк знает…

Sberbank CIB подготовил новый аналитический отчет c обзором рынка финансовых технологий России, в котором рассказал о роли финтеха в преобразовании традиционных банковских услуг, основных сегментах и игроках рынка и перспективах на будущее.

На протяжении последних нескольких лет финтех остается одной из наиболее горячих тем и представляет большой интерес для инвесторов: только в 2015 г. инвестиции в акции финтех-компаний достигли 25 млрд долларов по сравнению с 3 млрд долларов в 2010 г.

Финтех в России имеет свои особенности, в частности то, что основные драйверы инноваций в отрасли — крупные банки, Сбербанк и Тинькофф. Именно они определяют вектор развития инноваций в банковской отрасли России. Но тем не менее, в отрасли помимо крупных игроков представлено множество интересных компаний, работающих в направлении микрофинансов, диджитал банкинга, платежей, POS кредитования и мобильного эквайринга. Но одной из ключевых проблем данных компаний является их незначительный масштаб. Таким образом, по мнению Sberbank CIB, в долгосрочной перспективе наибольшие преобразования, с точки зрения влияния на доходы традиционных игроков, возможны только в сегменте платежей.

На наш взгляд одной из наиболее интересных тем в финтех отрасли является онлайн кредитование малого и среднего бизнеса. По мнению Sberbank CIB данный сегмент созрел для потенциальных преобразований, принимая во внимание тот факт, что крупные банки зачастую не рассматривают малый и средний бизнес как своих клиентов в части кредитных продуктов. В тоже время оффлайн процесс получения кредита занимает много времени и ресурсов.

Первыми заметными игроками в данном сегменте стали компании Kabbage и OnDeck, целью которых стало с помощью технологий устранить большое количество боли малого и среднего бизнеса, связанной с получением займа. Компании реализовали процесс подачи заявки онлайн, создали мобильные приложения, внедрили ускоренную процедуру принятия решений и прогарантировали отсутствие каких-либо скрытых комиссий. Важным аспектом в данном направлении является инновационный подход к анализу данных для оценки кредитного риска заемщика, включающий анализ данных из социальных сетей.

Примечательно то, что обе эти компании в конечном итоге стали партнерами крупных банковских групп – Kabbage с ING,  OnDeck с JPMorgan, что свидетельствует о том, что банки осознали угрозу для своего бизнеса со стороны данных компаний, но также и поднимает вопрос насколько данный бизнес жизнеспособен без поддержки крупного игрока?

Ключевыми элементами для успеха в онлайн кредитовании являются предложение чего-то абсолютно нового и более удобного для заемщиков (как например компания Klarna и ее российский аналог AmmoPay) и использование технологических преимуществ для ускорения кредитного процесса и снижения связанных с ним издержек. Возможность анализировать большие объемы неструктурированной информации является основой для процесса принятия решения о выдаче займа.

Интересно мнение Олег Тинькова, касательно транзакционных сервисов и кредитования, приведенное в отчете Sberbank CIB. Г-н Тиньков считает, и тут не поспоришь, что любой бизнес должен быть прибыльным тогда как многие финтех стартапы ориентированные на транзакционную модель являются убыточными. Данные компании живут на 2% комиссии, но 1% отдают платежным сервисам. Таким образом, чтобы зарабатывать на 1%, бизнес должен быть огромным. Владелец Тинькофф Банка призывает к тому, что нужно идти в кредитный бизнес, но это уже другая история. Здесь необходимы технологии, информация, IT, статистика. Конечно кредитный бизнес очень рисковый, но в тоже время имеет очень большой потенциал для заработка. А многие финтех стартапы, по мнению г-на Тинькова, хотят сделать красивое мобильное приложение и продать его большому банку.

Один из активных участников отрасли, Иван Третьяков (управляющий партнёр Ассоциации А.Р.З.А.М.А.С.), поделился своим видением относительно развития финтеха в России.

Уже радует тот факт, что Сбербанк, одним из первых, заговорил про российский fintech с англо-говорящими инвесторами, и особенно радует, что в отчёте были рассмотрены ведущие fintech-стартапы, которые появились на свет в соседней с банками «песочнице».

Конечно, драйвером роста финансовой сферы и fintech-индустрии в частности, будет рынок онлайн-платежей, мобильного банкинга, и, как бы это парадоксально не звучало: POS-технологий и программ лояльности. Клиенту нужны две составляющие сервиса:

  1. Быстрые и надёжные платежи.
  2. Получение товаров и услуг здесь и сейчас с дополнительными бонусами.

Кстати, про программы лояльности в отчёте упомянуто мельком и то со ссылками на крупных игроков: Evotor и Tinkoff.

Парируя слова Олега Тинькова, про «маленьких» стартаперов, которые делают красивые интерфейсы, а до реального бизнеса им как до луны, отмечу, что умные, восстребованные и быстрые технологии появляются в финансовых институтах именно от людей с мышлением стартапера/инженера/ предпринимателя, каким и сам является Олег Тиньков. Вспомним примеры: Touch bank, LifePay, Рокетбанк, Плати Потом и д.р.

В этой же парадигме примечателен пример ведущих онлайн-МФО, который многие банки только начинают осознавать: довольно молодая сфера микрокредитования быстро начала теснить банки на их кредитном поле за счёт быстрых, точных, гибких технологий: в платежах (Яндекс.Деньги, Mandarin Bank), в скоринге  (Скориста, Юником24), в программном обеспечении (HES, АФК), в клиентском сервисе (Platiza, СМС Финанс и д.р.).

Будущее fintech зависит не только от крупных банков (с их гигантским штатом продуктологов и программистов), но в первую очередь от небольших стартапов, которые на 2 рукопожатия ближе к конечному потребителю и знают как сделать окружающий мир лучше и удобней.